Энергопроект  / Услуги  / Модернизации  / Модернизация узлов парораспределения  / Модернизация кулачковых распределительных устройств(КРУ)

                  

Модернизация пар трения кулачковых распределительных устройств (КРУ) и роликов рычагов регулирующих клапанов (РК) паровых турбин

В рамках комплекса мероприятий по модернизации систем парораспределения турбин с кулачковым приводом регулирующих клапанов (РК) ООО «Энергопроект» предлагает выполнить замену подшипников качения в кулачковых распределительных устройствах (КРУ) и роликов рычагов РК на подшипники скольжения с использованием металлофторопластовой ленты (МФЛ). Данная работа выполняется для паровых турбин производства филиала ОАО «Силовые машины - ЛМЗ» (ЛМЗ), ЗАО «Уральский турбинный завод» (ТМЗ) и ОАО «Турбоатом» (ХТЗ) и является собственной оригинальной разработкой ООО «Энергопроект».

1. Состояние вопроса

В настоящее время согласно документации заводов-изготовителей: филиала ОАО «Силовые машины - ЛМЗ» (ЛМЗ), ЗАО «Уральский турбинный завод» (ТМЗ) и ОАО «Турбоатом» (ХТЗ) на паровых турбинах, где в качестве привода регулирующих клапанов используются кулачковые распределительные устройства (КРУ), в качестве опор кулачкового вала и роликов рычагов РК устанавливаются подшипники качения.

Смазка подшипниковых узлов в процессе эксплуатации существующей конструкцией КРУ не предусмотрена. Работая в условиях машинного зала электростанции без пополнения смазки, с высокими удельными нагрузками в подшипниках КРУ происходит быстрый износ сепараторов, коррозия и разрушение деталей, вызывая их «подклинивание». Это в свою очередь резко увеличивает потребные перестановочные усилия на сервомоторах. В процессе эксплуатации турбоагрегата возможны случаи, когда может не хватить мощности сервомоторов для разгрузки турбины.

Особенно остро данная проблема стоит для КРУ турбин производства ЗАО «Уральский турбинный завод» (ТМЗ). Подшипники КРУ и ролики кулаков на этих турбинах очень часто выходят из строя и требуют постоянной профилактической замены. Все ранее предложенные различными фирмами, в том числе и заводами изготовителями, модернизации данного узла не позволили кардинально решить проблему повышения надежности КРУ.

2. Описание модернизации

Рис. 1
1. Опорно-упорный подшипник 2.Опорный подшипник
3. Ролик рычага регулирующего клапана

Предлагаемый нами проект предусматривает реконструкцию подшипниковых узлов КРУ и роликов рычагов РК на основе металлофторопластовой ленты.
Проект не предусматривает дополнительной обработки кулачковой рамы и замены вала КРУ, что значительно упрощает ремонт и позволяет в случае, если такая необходимость вдруг возникнет, вернуться к штатной конструкции.
Схема опорных и опорно-упорных подшипников КРУ после модернизации приведена на Рис.1 Рис.2 и Рис.3.

Опорно - упорный подшипник

Рис. 2
Опорно - упорный подшипник

1. Корпус подшипника
2. Крышка
3. Уплотнение
4. Гайка
5. Рубашка
6. Кольцо упорное
7. Металлофторопласт

Опорный подшипник

Ролик рычагов РК


Рис. 3
Опорный подшипник

1. Корпус подшипника
2. Металлофторопласт
3. Рубашка
4. Уплотнение
5. Крышка

Вместо обойм подшипников качения изготавливаются новые корпуса и в них запрессовывается металлофторопластовая (МФ) лента. В четырех опорных подшипниках вал с одетыми на него стальными рубашками вращается на запрессованной МФ ленте. В двух опорно-упорных подшипниках между зажатым на валу вкладышем и корпусом, кроме запрессованной ленты, установлены в осевом направлении шайбы из МФ ленты. Конструкцией предусмотрено эффективное уплотнение поверхностей трения от внешней пыли.

Ролики кулаков выполнены так же, как и опорно-упорные подшипники. В корпус ролика запрессована МФ лента, а между щеками рычага и вкладышем установлены шайбы из ленты.

3. Объемы и сроки проведения работ

Работы по модернизации включают:
- поставку комплекта деталей необходимых для реконструкции подшипниковых узлов КРУ и роликов рычагов РК;
- техническое руководство ремонтом на электростанции;
- передачу Заказчику комплекта необходимой технической документации.
Работы на электростанции по замене комплектов подшипников скольжения могут быть выполнены в течение 3-4-х рабочих смен звеном из 2-х квалифицированных слесарей под авторским надзором представителя фирмы «Энергопроект».
Работы на электростанции целесообразно производить в период останова турбины при проведении планового ремонта.
Срок изготовления комплекта подшипников скольжения для проведения модернизации КРУ и рычагов РК на одном турбоагрегате ориентировочно составляет один календарный месяц.

4. Референция

Данная работа успешно внедрена фирмой «Энергопроект» на:
ТЭЦ-7, ТЭЦ-15, ТЭЦ-17, ТЭЦ-21 ТГК №1 (бывшее ОАО «Ленэнерго»),
Кемеровской ГРЭС, Харанорской ГРЭС, Печорская ГРЭС
Тольяттинской ТЭЦ, Волжской ТЭЦ, Самарской ТЭЦ
Можейкской ТЭС (Литва),
Таллинскя ТЭЦ «Иру» (Эстония).
Указанная модернизация хорошо зарекомендовала себя на практике.
Только на тепловых станциях филиала «Невский» ТГК №1 (бывшее ОАО «Ленэнерго») модернизированные узлы КРУ работают, начиная с 1996 года.
По работе всех модернизированных КРУ в адрес «Энергопроект» не поступало замечаний со стороны Заказчиков, и не было отмечено случаев отказов в процессе эксплуатации.

5. Отзывы

Отзыв «Об опыте применения металлофторопластовой ленты (МФЛ) в кулачковых распределительных устройствах (КРУ) паровых турбин»

                                                             

Письмо № 510-19/354 ОАО «ЛМЗ» «Об опыте применения металлофторопластовой ленты (МФЛ) в кулачковых распределительных устройствах (КРУ) паровых турбин»